Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.
В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.
Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.
Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.
Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки
Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма. В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:
- о привлечении налогоплательщика к ответственности;
- об отказе от привлечения ответственности;
- о проведении дополнительного контроля.
Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».
Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:
- объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
- установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
- при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
- разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
- вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.
Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.
Как подавать возражения:
- в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
- по почте;
- лично или через представителя.
Куда направлять?
В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».
Обжалование акта камеральной проверки
Камеральная проверка, в отличие от выездной, проводится без уведомления проверяемой организации. В тех случаях, когда нарушения налогового законодательства обнаружены, по результатам проверки составляется акт налоговой проверки, который передается компании-налогоплательщику не позднее, чем через 10 дней после завершения камеральной проверки.
Бывают случаи, когда организация не получает акт проверки. В этом случае, если руководство компании сможет доказать, что причина неполучения документа является уважительной, например, фискальный орган не известил, что после проверки предприятия был составлен акт, а почтовое отправление затерялось, они получают возможность восстановления срока для оспаривания акта. Если налогоплательщик лишился возможности представления возражений на акт проверки по вине налогового органа, это может стать основанием для отмены решения налогового органа по такой проверке.
Нередки случаи, когда организации-налогоплательщики всячески уклоняются от получения акта. То есть, они знают, что такой акт составлен, но не забирают его сами и уклоняются от получения почтового отправления. В таком случае датой получения акта будет считаться шестой день после отправки его по почте заказным письмом. В итоге акт налоговой проверки считается доставленным и вступает в силу в установленные законом сроки.
Это важно знать: Что является основанием для приостановления течения срока исковой давности
Но и в этом случае компания может оспорить вступившее в силу решение, обратившись в вышестоящую организацию с апелляционной жалобой в течение меяца с момента получения решения или с обычной жалобой – в течение года после вынесения решения по проверке.
Подача жалобы или апелляционной жалобы
Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.
Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).
Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.
Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).
Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).
Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу
Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:
- ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
- обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
- наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
- основания, по которым нарушены права заявителя;
- требования лица, подающего жалобу;
- способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.
Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.
Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.
Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.
Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.
Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.
Зачем нужно подавать жалобу
- чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
- это бесплатно;
- это несложно и не требует помощи юристов;
- вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
- если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
- если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.
Как составить жалобу
Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.
Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.
При каких условиях возможно оспаривание налогового акта?
Для обжалования акта налоговой проверки необходимы определённые основания. Если подать жалобу без наличия таких оснований, она будет отклонена, в большинстве случаев – даже без рассмотрения. Потому очень важно знать, в каких условиях возможно подать жалобу. Вот наиболее распространенные основания для оспаривания:
- налоговые инспекторы допустили те или иные нарушения во время проведения аудита – достаточно часто можно столкнуться с ситуациями, когда проверяющие нарушают закон во время проверок бизнеса. Нарушения могут быть как очень серьезными, так и мелкими, однако даже самое незначительное нарушение (например, забыли указать дату проверки, не поставили подпись или печать и т. д.), если оно вовремя и правильно зафиксировано, дает возможность оспорить итоговый акт проверки или его части. Потому очень важно, чтобы во время проверки присутствовал юрист, который сможет проследить за соблюдением законодательства со стороны инспекторов;
- нарушены сроки проведения проверок – как камеральная, так и выездная налоговая проверка имеют законодательно ограниченные периоды проведения. Однако на практике сроки нередко нарушаются, что дает возможность оспорить акт налоговой проверки. Не имеет принципиального значения, по чьей вине произошла задержка: если сроки нарушены, можно подавать жалобу, ведь закон уже был нарушен;
- неправомерное или безосновательное применение санкций – практически любая проверка, особенно выездная, заканчивается наложением штрафных санкций или доначислением налоговых платежей. Однако не всегда для этого есть достаточные основания. Если вы выяснили, что доначисление налогов, штрафы или другие ограничительные действия со стороны ФНС (например, блокировка счетов) были применены без должных для этого оснований, это может служить основанием для оспаривания такого акта налоговой проверки. Но чтобы обнаружить безосновательность санкций, не обойтись без консультаций профессионального юриста по налогам;
- другие нарушения, которые так или иначе могли повлиять на результат проверки – сюда относятся более редкие ситуации, например, когда для аудита привлекаются сторонние организации, которые не имеют соответствующей сертификации, если изымались документы и техника, которые не имеют отношения к текущей проверке, если использовались сведения, которые не соответствуют действительности и т. д. Все эти сведения при должной подготовке могут быть использованы как аргументы для оспаривания результатов налогового аудита.
Это важно знать: Срок исковой давности по взысканию убытков
При подготовке к оспариванию уделите подготовке обоснования достаточно внимания, ведь часто именно недостаточная мотивационная часть служит причиной для отказа в удовлетворении жалобы. Также очень важно грамотное сопровождение налоговых проверок – тогда повышается вероятность того, что все нарушения будут зафиксированы.
Подача иска в суд
Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).
Информацию, которую нужно указать в иске
- наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
- для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
- наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
- название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
- цену иска (если иск подлежит оценке);
- какие права заявителя были нарушены;
- ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.
Как подать в суд на налоговую по результатам проверки?
Обращение в суд – финальный этап оспаривания акта налоговой проверки. Исковое заявление подается в арбитражный суд по месту регистрации компании. В качестве ответчика выступает отделение ФНС, решение которого оспаривается. В тексте иска обязательно указывается конкретный акт проверки, дата проведения аудита, все выявленные нарушения. Кроме того, нужно указать, что соблюден претензионный порядок разрешения спора – были поданы жалобы на действия налоговиков. К иску прилагаются документы, которые могут подтвердить позицию истца.
Далее документы подаются на рассмотрение в суд. Копия обязательно направляется в ФНС с целью уведомить их о подаче судебного иска. Во время слушаний главная цель – убедить суд, что нарушения действительно имели место и могли повлиять на решения, принятые по итогам проверки. В этом случае судья может удовлетворить требования заявителя и отменить акт или отдельные его положения. Опытный юрист по налоговым вопросам поможет с подготовкой и подачей иска, а также может представлять интересы вашей компании во время рассмотрения.
Заключение
Если акт налоговой проверки нарушает права вашей компании, налагает необоснованные штрафные санкции, или во время проведения налоговой проверки были допущены нарушения, вы можете обратиться с жалобой и добиться отмены решения ФНС. Существуют досудебный и судебный варианты разрешения спора, причем обращение в суд без досудебного этапа невозможно. Грамотный профильный юрист поможет с обжалованием и обеспечит решение спора в вашу пользу.
Рассмотрение ходатайства
Порядок рассмотрения поданного иска от налогоплательщика регламентируется внутриведомственными нормативами, утверждёнными приказом министра по налогам и сборам от 2001 года. Порядок рассмотрения в данном случае зависит от характера поданного заявления:
- Жалоба от частного лица, не являющегося руководителем организации или частным предпринимателем.
- От физического лица, занимающего руководящую должность в коммерческой организации о несогласии привлечения их к административной ответственности за нарушения положений НКРФ.
- От организаций и физических лиц о несогласии с применёнными к ним мерами санкционного воздействия – штрафам, пени.
Время, отведённое сотрудникам ФНС для разбирательства по поданной жалобе, составляют не более 30 календарных дней с момента её подачи. После разбора заявления и принятия по нему юридического решения, его податель должен быть извещён о принятом решении не позднее, чем в трёхдневный срок. В исключительных случаях срок решением руководства госоргана может увеличиться ещё на две недели. По результатам внутриведомственного разбирательства, относительно поданного гражданином ходатайства, может выноситься одно из таких постановлений:
- Оставить ходатайство налогоплательщика без удовлетворения.
- Отменить спорное решение сотрудников нижестоящего отдела ФНС.
- Остановить производство, начатое в отношении налогоплательщика в соответствии с неправомерным актом.
- Изменить вынесенное ранее решение, откорректировав его резолютивную часть.
Если в ходе рассмотрения жалобы будут выявлены серьёзные, либо преднамеренные нарушения действующего законодательства со стороны некоего сотрудника, к виновным могут применяться все меры дисциплинарного воздействия. Если нарушения нанесли значительный ущерб государству, организации или частному налогоплательщику, то действия нечистоплотного на руку служащего подпадают под юрисдикцию административного или уголовного законодательства. Порядок обжалования налогового акта предусматривает случаи, когда заявление не может приниматься к рассмотрению:
- Пропущены отведённые законодательством сроки для опротестования постановления работников налоговой службы.
- В ходатайстве отсутствует конкретное требование, указание на оспариваемый налоговый акт, либо не представлены обоснования требований или сопутствующая доказательная база.
- Когда заявление подаёт лицо, не имеющее непосредственного отношения к принятому налоговиками постановлению. В случае, если данный гражданин представляет интересы третьего лица, он должен иметь нотариально заверенную доверенность на совершение определённых действий юридического характера.
- Если по оспариваемому акту ранее уже был вынесен вердикт судьи, вступивший в силу.
Опротестование актов через суды
При подаче иска в суд, заявитель вправе выбрать в качестве ответчика как территориальный орган ФНС, так и конкретного сотрудника, непосредственно причастного к вынесению неправомерного постановления. Порой налогоплательщик не имеет возможности предъявить претензии к определённому работнику налоговой инспекции – например, данное лицо уже не работает в ФНС, либо истцу неизвестны данные сотрудника, допустившего ошибку при составлении документа.
Статья №138 НКРФ определяет, что юридические лица – компании и ИП, — опротестовывают неправомерные постановления налоговиков в арбитражном суде. Граждане, выступающие в роли физических лиц (не являющиеся ИП и не представляющие коммерческую организацию), должны для разрешения спора с госорганами обращаться в районные или городские судебные инстанции.
На основании заявления, поданного истцом в судебную канцелярию, возбуждается производство. Иск подаётся в судебную инстанцию не позднее трёх месяцев со дня принятия спорного налогового акта. Порядок составления заявления прописан в статье №125 АПКРФ.
В нём указываются:
- Полное название учреждения, в которое направляется протест.
- Наименование оспариваемого документа, его номер, дата принятия.
- Перечень прав и интересов, по мнению заявителя, нарушенных данным нормативным документом.
- Перечень статей налогового или иного законодательства, вступающих в прямое противоречие с принятым налоговиками постановлением.
- Требования истца об отмене принятого работниками ФНС документа, либо о принуждении служащих к исполнению своих обязанностей.
К подаваемому заявлению необходимо присовокупить всю имеющуюся доказательную базу. После принятия ходатайства налогоплательщика к рассмотрению, судья имеет право по просьбе истца временно приостановить исполнение спорного решения налоговиков. Максимальные сроки рассмотрения ходатайства в судах составляют не более 60 дней с момента принятия дела к исполнению.
Порядок обжалования – досудебный
Обжалование решения по итогам проверки включает в себя обязательный досудебный этап. То есть оспорить решение напрямую в суде – нельзя, для начала жалоба на решение должна уйти в региональное управление ФНС России.
Как правило, налоговое управление редко встает на сторону налогоплательщика, и отстаивать правоту приходится в суде. Причем доначисления налоговая инспекция обычно списывает по инкассо, не дожидаясь суда. Решение о взыскании задолженности инспекторы должны вынести в течение двух месяцев с даты окончания срока на добровольную уплату налога по требованию.
Однако имеется возможность приостановить исполнение решения налогового органа путем ходатайства в рамках судебного обжалования о принятии обеспечительных мер в виде запрещения инспекции совершать действия по принудительному взысканию доначислений и приостанавливать операции по счетам в банках.
Отличие обжалования действий от актов налоговых органов
Согласно статьи 2 НК РФ, отношения в налоговой сфере имеют подчиняющийся характер, то есть подчинение налогоплательщиками представителям ФНС. Для того, чтобы подчиняющаяся сторона имела определенную степень защиты, государство предусматривает защиту физических и юридических лиц от неправомерных действий сотрудников налоговой, а также злоупотребления имеющимися полномочиями.
Важно! В качестве одной из возможностей защиты прав налогоплательщиков рассматривается законное право на обжалование действий или бездействий представителей налоговых органов, а также решений и актов, вынесенных ими необоснованно.
Если лицо считает, что действия должностных лиц налоговых органов противоречат нормам действующего законодательство, что приводит к нарушению его прав, то он имеет право на их обжалование (137 НК РФ). Право на реализацию возможности обжалования предусматриваются главами 19 НК РФ, 20 НК РФ. Данные главы содержат порядок обжалования поэтапно. Кроме того, порядок обжалования также рассматривается в процессуальном кодексе (гл. 22 КАС РФ).
Учитывая указанные законодательные нормы, можно выделить следующие особенности обжалования:
Что является предметом жалобы | · Действия представителей налоговых органов · Ненормативные законодательные акты, выносимые сотрудниками ФНС · Бездействия сотрудников налоговой. |
Условия и факторы для обжалования | · Неправомерность ненормативных законодательных актов, выносимых сотрудниками ФНС · Своевременность (жалоба должна подаваться в установленные законодательством сроки) · Личная заинтересованность, подающего жалобу |