Главная / Трудовое право / Трудоустройство / Совмещение и совместительство
Назад
Опубликовано: 09.05.2017
Время на чтение: 7 мин
0
3749
Тяжёлые обстоятельства могут побудить госслужащего устроится на дополнительное место работы.
Но, чтобы при этом не потерять место работы и гарантии, даруемые государственным служащим, следует взять во внимание ряд законодательных нюансов, связанных с выполнением обязанностей на двух работах.
- Работа по совместительству с точки зрения трудового законодательства
- Ограничения
- Виды совместительства
- Порядок оформления
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.
Задать вопрос
Можно ли муниципальным служащим подрабатывать
Обязанности по совместительству исполняют в свободное от основной работы время. Это оплачиваемый труд. Гражданин вправе заключить неограниченное количество трудовых договоров, если ему позволяют время, силы и компетенции выполнять все обязанности по всем договорам. Трудовой кодекс РФ выделяет два вида такого порядка работы:
- внутренний — выполнение трудовых функций по двум или более ставкам внутри одного работодателя;
- внешний — в сторонних организациях.
Правило о том, может ли муниципальный служащий работать по совместительству, находим в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ. Если работник не является главой местной администрации, работающим по контракту, он вправе работать в нескольких организациях. Для этого установлены условия:
- наличие письменного уведомления работодателя — местного органа власти;
- отсутствие конфликта интересов.
Совместительство для государственных служащих: допустимо или нет?
- Темы:
- Совместительство
- Совместители
- Госслужащие
Далеко не всякая должность, занимаемая государственным служащим или сотрудником муниципалитета целиком и полностью удовлетворяет их материально. В этой связи совместительство муниципального служащего, как и работника госучреждения — это вопрос, который был и остается актуальным. Ранее мы уже рассматривали вопросы законодательного регулирования для гражданских лиц, устраивающихся на работу по совместительству. В этой статье мы постараемся ответить на главные вопросы, которые задают себе при трудоустройстве по совместительству служащие муниципалитета и государственного учреждения.
Какие должности разрешено совмещать
В законе сказано не только, может ли муниципальный служащий совмещать должности в органе власти и в другой организации, но и об ограничениях. Федеральный закон № 25-ФЗ в статье 14 устанавливает запреты. Местный служащий не вправе совмещать свою службу:
- с замещением государственной или местной должности;
- с оплачиваемым местом в профсоюзе или избирательной комиссии;
- с предпринимательской деятельностью лично или через представителей и руководством коммерческими или некоммерческими организациями.
Особенности работы по совместительству для муниципальных и госслужащих
Главной особенностью, которой обладает работа по совместительству муниципального служащего, является необходимость письменно уведомить работодателя о намерении устроиться на еще одну или несколько работ. Сделать это нужно заранее.
Работодатель муниципального служащего рассматривает уведомление и оценивает на соответствие закону. Если законодательно устройство работника на дополнительную работу невозможно, служащему предложат отказаться от этой идеи или покинуть службу. Если предполагаемое трудоустройство не противоречит закону, запретить трудиться где-то еще работодатель не вправе.
Совместительство оформляется трудовым договором, в котором прямым текстом указывается, что работник является совместителем.
Совместительство не предполагает того же уровня загруженности: длительность труда в день, когда гражданин был занят еще и на основном месте, на дополнительном месте не должна превышать четырех часов. Отработать на совмещении полный рабочий день можно, только если в этот день работник не был занят на основном месте.
Отпуск совместителям должен предоставляться в те же даты, что и на основном месте.
При таком порядке оформления трудовых отношений присутствует дополнительное основание для увольнения сотрудника. Если на его должность придет человек, для которого это будет основное место, он будет уволен.
Оформление работника по совместительству
В момент подписания трудового договора, согласно которому на работу принимается сотрудник по совместительству, руководитель организации должен иметь в виду, что данный труженик имеет такие же права и обязанности, что и все другие члены коллектива. Таким образом, он должен своевременно получать заработную плату, возможность использования законного ежегодного отпуска, а также быть уверенным в том, что предприятие будет платить за него все необходимые налоги и делать взносы в различные фонды.
Наряду с этим, работник должен давать себе отчет в том, что он должен следовать наравне с остальными сотрудниками компании всем правилам внутреннего распорядка, исполнять добросовестно свои должностные обязательства. Не лишним было бы в совершенстве узнать содержание положения о премировании и дисциплинарной ответственности, так как не только поощрения можно получить за нерадивое отношение к работе.
Однако в настоящее время работать по совместительству удается далеко не всем россиянам, причем это категорически запрещается лицам, не достигшим совершеннолетия, а также тем, кто занят на тяжелом производстве, а также, если работа связана с использованием вредных веществ или же опасным для здоровья условиями труда.
Отечественное законодательство предусматривает варианты, когда с сотрудником, работающим на предприятии по совместительству, можно заключать договор полной материальной ответственности, когда они могут подвергнуться увольнению на тех же основаниях, что и обычные работники. Все это имеет непосредственное отношение к гарантиям, компенсациям и льготам, однако в случае обучения, такие пособия можно получать только на основном месте работы.
В настоящее время действующие в нашей стране законы в области трудового законодательства предполагают, что приоритет у труженика остается всегда за основной работой, поскольку трудоустройство по совместительству всегда остается лишь второстепенным заработком.
Ведь в противном случае, когда отсутствует у специалиста вторая работа. Однако очень часто руководитель сильно ограничен в средствах и способах выяснения второго места работы, поэтому нередки случаи, когда труженик может быть оформлен сразу в двух компаниях, если ему, конечно, удается совмещать свои должности.
Следует сказать пару слов и об отличиях трудового договора, который устраивается на предприятие по совместительству. В данном случае следует во внимание принимать некоторые отличительные черты данного документа, без которого, впрочем, невозможно быть уверенным в том, что руководитель компании будет добросовестно исполнять свои обязательства по отношению к новому сотруднику.
Наряду с этим, трудовой договор, который в обязательном порядке заключается со специалистом, который желает работать по совместительству, налагает некоторые обязательства и на самого специалиста, который должен выполнять определенные обстоятельства, причем делать это следует должным образом.
Работа по совместительству не требует от сотрудника предоставлять работодателю трудовую книжку. Данное положение связано с тем, что данный документ должен находиться на основном месте работы, так как именно она является основным источником финансового дохода и заменить ее на совмещаемую.
Наряду с этим, запись о том, что сотруднику удается совмещать сразу две работы, может быть сделана руководителем первой компании. Следует отметить, что руководитель второй организации, на которой работает современный россиянин по совместительству, имеет право потребовать от подчиненного предоставить документы, которые станут ясной демонстрацией наличия основной работы.
На эту роль вполне подойдут копии приказов для внутреннего использования или иного рода акты, издаваемые для применения в рамках компании, где данный человек числится одним из основных специалистов. Все это отражено в статье 65 ТК Российской Федерации, которую не лишним было бы знать каждому гражданину нашей страны, который в настоящий момент или же в ближайшем будущем планирует устроиться на дополнительную работу по принципу совмещения должностей и профессиональных обязательств.
Наряду с этим, в обязательном порядке сотрудник должен предоставить в отел кадров паспорт или иной удостоверяющий личность документ, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а также документ воинского учета, в том случае, если поступающий на работу специалист подлежит воинской службе.
Если же новые профессиональные обязательства человека, который устраивается на работу по совместительству, предполагают обладание дополнительными навыками и знаниями, то следует приложить копию свидетельства или аттестата. При трудоустройстве на предприятие, где отмечаются опасные или же вредные условия для организма, то работодатель вправе попросить предоставить справку о характере основной работы. Это позволит ему понять можно ли данного мастера принимать на таких условиях труда, поскольку на этот счет в отечественном законодательстве есть четкие указания.
Свежие материалы
- Акт недопуска в квартиру, образец ВСЁ, ЧТО КАСАЕТСЯ КОМПАНИИ БУРМИСТР.РУ CRM система КВАРТИРА.БУРМИСТР.РУ СЕРВИС ЗАПРОСА ВЫПИСОК ИЗ РОСРЕЕСТРА И ПРОВЕДЕНИЯ…
- Бухгалтерский баланс АО Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятий 39 149.84 млрд ₽ — АО ВТБ КАПИТАЛ 4 892.93 млрд…
- Налоговое планирование Налоговое планирование в организации Налоговое планирование может значительно повлиять на формирование финансовых результатов деятельности организации,…
- Освобождение от НДС Уведомление об использовании права на освобождение от НДСУведомление об использовании права на освобождение от НДС…
Можно ли поступить на муниципальную службу на условиях совместительства?
Можно ли поступить на муниципальную службу на условиях совместительства или можно уволиться с работы, поступить на муниципальную службу по основному месту работы, а затем снова поступить на прежнюю работу уже на условиях совместительства?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возможны оба варианта действий с предварительным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего, а также если это не повлечет за собой конфликт интересов.
1. Прежде всего отметим, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе (часть седьмая ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», далее — Закон N 25-ФЗ).
Никаких особенностей по вопросу оформления замещения должности муниципальной службы в порядке совместительства Закон N 25-ФЗ не устанавливает. Следовательно, к таким отношениям должны применяться нормы Трудового кодекса РФ.
Для некоторых категорий работников установлены ограничения на работу по внешнему совместительству, например, по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ), муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Законом N 25-ФЗ. Кроме того, ст. 14 Закона N 25-ФЗ установлен перечень запретов, связанных с муниципальной службой. В частности, в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность (пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ).
Совместительство: разновидности схемы
- Внутреннее. Трудоустройство на другую должность происходит в рамках одного предприятия.
- Внешнее. Работодатель не тот же, что на основном месте. Новая должность за пределами прежнего предприятия.
В каждом из случаев стороны должны подписать трудовое соглашение. Есть еще одно понятие со схожим смыслом – «совмещение». Это значит, что на служащего возлагаются дополнительные обязанности из другой должности, но в рамках того же предприятия.
Главная разница между совмещением и внутренним совместительством – в том, что первая ситуация предполагает выполнение новых обязанностей в процессе основной трудовой деятельности. При этом не требуется заключать трудовой договор.
Достаточно, чтобы стороны достигли взаимопонимания. Ряд отличительных черт имеется у внутреннего и внешнего совместительства. Различия связаны с процедурой оформления, внесения записей в трудовую книжку.
Если трудоустройство в том же предприятии – то просто вносится запись в трудовую книжку, последняя потом остается на сохранении у руководства. Если же совместительство внешнее – потребуется оформить дополнительную справку по поводу трудоустройства. Ее передают на основное место, где потом делаются необходимые записи.
Когда заключается соглашение по совместительству, в трудовом договоре надо обязательно сделать соответствующую пометку.
Работа по совместительству на муниципальной службе
Добрый день! Помогите разобраться в ситуации. Я работаю руководителем планово-экономического отдела управления образования района. Месяц назад администрация села попросила помочь в ведении бюджета на 0,5 ставки. Я согласилась, предварительно уведомив в устной форме своего начальника. на что он дал мне также в устной форме свое согласие. Как выяснилось позже меня приняли в администрацию села на 0,5 ставки на муниципальную службу. Сегодня я получила первую зарплату. Начальник финансово-казначейского управления через которое проводятся платежи на зарплату, имеет ко мне личную неприязнь и желает убрать меня с работы. Сегодня она с копией платежного поручения на мою зп и приказом о моем назначении на муниципальную должность пришла к моему начальнику управления образования и заявила что я нарушила закон, в том, что я не имела права подрабатывать на муницип службе по совместит. Подскажите это так? и нюанс в том что никаких заявлений о приеме на работу на мун службу я не писала, приказов на себя не видела и трудовой договор не подписывала. Скажите правда на моей стороне? что мне теперь делать?
Согласно статье 11 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ (действующая редакция, 2016)
Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Оформите письменно обращение к начальнику о разрешении на замещение должности в администрации села, числом которое будет значиться до заключения трудового договора с сельской администрацией села. В таком случае все законные претензии к Вам отпадают.
Может помешать личная заинтересованность
Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Чего в Вашем случае не усматривается. Так что оформите всё документально за соответствующие числа, в соответствующем порядке и работайте на 05 дальше и спокойно.
закон говорит что муниципальный служащий имеет право на подработку, а если наоборот, подработка на пол ставки на муниципальной службе. Нестандартная ситуация.
Светлана, Благодарю Вас за уточнение, но да же в таком случае отмечу, что никаких особенностей по вопросу оформления замещения должности муниципальной службы в порядке совместительства Закон N 25-ФЗ не устанавливает. Следовательно, к таким отношениям должны применяться нормы Трудового кодекса РФ в порядке двухстороннего взаимодействия.
И тут же действуют всё те же правила:
Как Я уже говорил для некоторых категорий работников установлены ограничения на работу по внешнему совместительству, например, по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ),
муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Законом N 25-ФЗ. Кроме того, ст. 14 Закона N 25-ФЗ установлен перечень запретов, связанных с муниципальной службой. В частности, в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность (пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ).
Может ли госслужащий работать по совместительству согласно ТК РФ?
Принимая во внимание высокую социальную защищенность людей, работающих в органах власти и относящихся к категории госслужащих или муниципальных служащих, многие наши соотечественники стремятся попасть именно на такую работу.
Однако учитывая тот факт, что уровень заработной платы может быть не очень высоким, вполне понятно, что у людей возникает мысль о дополнительной работе по совместительству.
Именно поэтому наверняка многим будет интересно узнать, а может ли госслужащий (муниципальный служащий) работать по совместительству, и какие нормативные документы это регламентируют.
Нормативная база
В соответствии с положениями закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ» от 2004 года, человек, занятый на государственной службе, имеет право работать по совместительству.
Это же касается и муниципальных служащих, деятельность которых регламентируется Законом о муниципальной службе.
Ознакомиться с текстом указанных документов можно тут:
Согласно ст. 14 закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ», гражданский служащий может выполнять иную работу, не связанную с его основной деятельностью, только в том случае, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Другими словами, его работа по совместительству не должна сказываться на качестве исполнения им его обязанностей, причем он не имеет права работать по совместительству свыше 4 часов в день.
Важно знать, что вне зависимости от места работы, работник государственного органа, имеющий статус служащего, обязательно должен уведомить своего основного работодателя о своем желании работать по совместительству.
Когда найдена дополнительная работа, госслужащий согласно ч. 2 ст. 14 закона о государственной службе обязан отправить письменный запрос в антикоррупционную комиссию своей организации. В течение нескольких дней комиссия официально дает ответ, проверяя новую работу на наличие конфликта интересов.
Муниципальные служащие также имеют полное право работать по совместительству, однако и здесь не должен иметь место конфликт интересов (ст. 14.1 закона № 25-Ф3).
Как и госслужащий, муниципальный служащий обязан уведомлять своего работодателя о подаче заявления о приеме на работу по совместительству в другую организацию и получить от него разрешение.
Есть ли особенности совместительства медработников? Узнайте тут.
Разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти?
Если говорить о том, разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти, то однозначного запрета на этот счет нет, то есть теоретически это возможно.
На практике же такое встречается крайне редко, поскольку обычно комиссия не дает разрешение на это, ссылаясь на конфликт интересов (ст. 14 Закона о госслужбе).
Дело в том, что по здравому смыслу работа в государственном аппарате не может исполняться в качестве второстепенной (как в случае с совместительством), поскольку в таком случае существует риск ее выполнения «по остаточному принципу».
Что касается муниципальных служащих, то согласно закону №25-Ф3 им запрещено входить в состав органов управления, наблюдательных и попечительских советов, структурных подразделений некоммерческих организаций зарубежных компаний.
Существует ограничение для муниципального служащего, выполняющего обязанности главы местной администрации по контракту, поскольку он имеет право заниматься только преподавательской, творческой или научной деятельностью.
При нарушении данного запрета муниципальный служащий согласно ст. 19 п. 3 закона №25-Ф3 может быть уволен.
Допускается ли совмещение должностей?
В отличие от совместительства, которое может предусматривать работу на другом предприятии, работник имеет полное право выполнять и другую работу сотрудника, временно отсутствующего на рабочем месте (декрет, ежегодный отпуск, больничный).
Однако в отношении госслужащих четкого и единого регламента, определяющего правомерность совмещения должностей, нет, а поэтому здесь следует руководствоваться положениями Трудового кодекса (ст. 60.2).
Данная статья предусматривает выполнение им дополнительной работы в рамках установленного режима рабочего времени.
Для этого обязательно берется письменное согласие работника.
В каких случаях запрещено?
Всем категориям госслужащих официально запрещается занимать должности, связанные непосредственно с получением дохода от частного бизнеса, поэтому такие лица не могут являться частными предпринимателями.
Помимо этого, как уже отмечалось выше, госслужащий, работающий в государственном органе власти, не может одновременно работать в другом органе власти.
Как оформить трудовую книжку по совместительству? Подробности — здесь.
Положена ли премия по совместительству? Читайте тут.
Порядок оформления и работы
Совместительство может быть как внутренним (когда человек работает в своем же учреждении), так и внешним (когда сотрудник нашел работу в другой компании), причем в обоих случаях обязательно оформляется отдельный трудовой договор.
Продолжительность работы по совместительству для госслужащего, как и для гражданских лиц не может превышать 4 часа в день и 20 часов в неделю соответственно.
В трудовом договоре часто также отражается и график работы (обычный режим или смена), а также время, которое он обязан трудиться.
Порядок оформления совместительства включает в себя следующие этапы:
- Написание госслужащим заявления на возможность работать совместителем в конкретном предприятии и передача его на утверждение антикоррупционной комиссии.
- В случае положительного решения — передача копии трудовой книжки на новое предприятие, а также заключение там трудового договора.
- Выполнение работы согласно возложенных обязательств и в тех часовых нормах, которые отводятся на это.
Бланк заявления работника можно скачать тут:
Важно понимать, что на своей второй работе госслужащий пользуется теми льготами и правами, которые предусматриваются для гражданских лиц, в том числе и правом на ежегодный и дополнительный оплачиваемый отпуск.
Согласно российской законодательной системе как государственный, так и муниципальный служащий имеет полное право работать по совместительству, однако об этом он обязан уведомить свое руководство.
В некоторых случаях руководитель может отказать госслужащему трудиться по совместительству, причем оспорить это решение будет проблематично.
Таким образом, в любом случае вопрос совместительства решается в каждом конкретном случае отдельно, в зависимости от обстоятельств и сферы деятельности человека.
Совместительство для государственных служащих: допустимо или нет?
Согласно действующему законодательству любой гражданин имеет право свободно выбирать работу, на которой он желает осуществлять трудовую деятельность. И если на данный момент он уже трудоустроен, но по каким-то причинам желает найти еще одну работу, то он свободно может это сделать.
Исключение составляют ряд категорий работников, для которых ограничена или запрещена такая возможность в связи с особой спецификой осуществляемой ими деятельности.
Работа одновременно на нескольких должностях, в соответствии со ст.282 ТК РФ, является совместительством и может производиться как в рамках одной организации, так и в различных. Она осуществляется на основании заключенного между сторонами трудового соглашения.
С точки зрения законодательства совместительство не отличается от основной трудовой деятельности по своему характеру и сохраняет за работником все полагающиеся права. Это касается и гарантий, предусмотренных для трудящихся нормативно-правовыми актами.
Единственное ограничение, связанное с трудоустройством на второстепенную работу, касается её продолжительности. В соответствии со ст.284 ТК РФ суточная норма составляет не более 4-х часов, при условии, что в этот день гражданин исполнял должностные обязанности по основному месту работы.
Если работа по совместительству припадает на выходной день на главном месте, то гражданин может отработать полную смену. Однако при этом количество отработанных часов в неделю и/или месяц не должно превышать половины нормы часов на основной должности.
Совместительство госслужащих с точки зрения трудового законодательства
Источник: https://codex-rf.ru/drugoe/mozhet-li-gossluzhashhij-rabotat-po-sovmestitelstvu-soglasno-tk-rf.html
Работа по совместительству с точки зрения трудового законодательства
В свободное от основной работы время госслужащий имеет право быть занятым на другой работе. Данное положение устанавливается Ст.14 Федерального закона от 27.05.2004 №79-Ф3.
При этом, если работодатель усмотрит возможность конфликта интересов, он может
отказать подопечному в работе по совместительству на соответствующих должностях.
Конфликт интересов, в первую очередь означает, что реализация должностных функций на дополнительном месте занятости может снизить качество выполнения обязанностей на основной работе.
Работник может оспорить такое заявление в судебном порядке.
Однако в случае, если решение о возможности конфликта интересов вынесено антикоррупционной комиссией, госслужащему будет отказано в реализации права работы по совместительству.
Решение антикоррупционной комиссии оглашается работнику в течение нескольких суток после отправки им письменного запроса в комиссию своей организации.
Иными словами, при стандартном количестве рабочих часов занятость на дополнительной работе ограничивается четырьмя часами в день и 20-ю часами в неделю.
Если же по тем или иным причинам (отстранение от выполнения обязанностей, длительный отпуск и пр.) работник не занимается трудовой деятельностью на основной работе, то его занятость на дополнительной должности может осуществляться в полном объёме (8 часов в сутки).
При этом на дополнительном месте работы заключается новый трудовой договор.
Установленные Трудовым кодексом гарантии для работников должны в полной мере соблюдаться на второй работе. Здесь сотрудник также имеет право на отдых, оплачиваемый отпуск, больничный и т. д. При этом отпуск на дополнительной работе предоставляется в то же время, что и на основной.
Может ли государственный или муниципальный служащий работать по совместительству?
Принимая во внимание высокую социальную защищенность людей, работающих в органах власти и относящихся к категории госслужащих или муниципальных служащих, многие наши соотечественники стремятся попасть именно на такую работу.
Однако учитывая тот факт, что уровень заработной платы может быть не очень высоким, вполне понятно, что у людей возникает мысль о дополнительной работе по совместительству.
Именно поэтому наверняка многим будет интересно узнать, а может ли госслужащий (муниципальный служащий) работать по совместительству, и какие нормативные документы это регламентируют.
Можно ли?
Согласно ст. 14 закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ», гражданский служащий может выполнять иную работу, не связанную с его основной деятельностью, только в том случае, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Другими словами, его работа по совместительству не должна сказываться на качестве исполнения им его обязанностей, причем он не имеет права работать по совместительству свыше 4 часов в день.
Важно знать, что вне зависимости от места работы, работник государственного органа, имеющий статус служащего, обязательно должен уведомить своего основного работодателя о своем желании работать по совместительству.
Когда найдена дополнительная работа, госслужащий согласно ч. 2 ст. 14 закона о государственной службе обязан отправить письменный запрос в антикоррупционную комиссию своей организации. В течение нескольких дней комиссия официально дает ответ, проверяя новую работу на наличие конфликта интересов.
Муниципальные служащие также имеют полное право работать по совместительству, однако и здесь не должен иметь место конфликт интересов (ст. 14.1 закона № 25-Ф3).
Как и госслужащий, муниципальный служащий обязан уведомлять своего работодателя о подаче заявления о приеме на работу по совместительству в другую организацию и получить от него разрешение.
Ограничения
Трудовой кодекс и Федеральный закон от 27.05.2004 №79-Ф3 устанавливают запрет на работу по совместительству для следующих лиц:
- руководители предприятий;
- лица, занимающие выборную должность в органе местного самоуправления;
- лица, занимающие оплачиваемую должность в органе профессионального союза.
При этом служащим вышеупомянутых категорий разрешается сочетать свою основную деятельность с преподавательской, научной или творческой.
Ограничения для госслужащих
Совмещение запрещается для лиц, которые занимают следующие должности:
- руководитель учреждений;
- выборная должность для органов местного самоуправления;
- должности в профсоюзном органе, когда предполагается получение отдельной зарплаты.
Государственные служащие не могут создавать дополнительные компании с целью получения прибыли. Они не могут быть лично соучредителями таких организаций или использовать доверенных лиц для решения той же проблемы. Запрет накладывается и на приобретение ценных бумаг, по которым приходит прибыль.
Научная, творческая и преподавательская деятельность для государственных лиц тоже находится под запретом.
Госслужащий на второй работе пользуется теми же правами и льготами, что предусмотрены для сотрудников остальных категорий. Договор с работодателем и Трудовой кодекс – главные документы, регулирующие все вопросы, связанные с оплатой труда. Присутствует право получения ежегодного либо дополнительного времени на отдых.
Сотрудники ОВД и МВД не могут работать по совместительству, что подтверждается действующим законодательством. Исключение делают лишь для научной или творческой либо педагогической деятельности. То есть, такой работы, которая не вызывает конфликта интересов с основной должностью.
Главное – чтобы у сотрудника не возникало дополнительных препятствий при исполнении основных обязанностей. Работа по совместительству не может полностью финансироваться иностранными гражданами или организациями. Лица без гражданства также не могут выступать главным источником средств. Непосредственный начальник должен быть уведомлен о работе по совместительству.
Муниципальные, как и государственные служащие, не могут управлять коммерческими организациями. Кроме того, совмещение запрещено для тех, кого избрали на любую государственную должность. Неважно, о каком именно масштабе должности идет речь.
В органах местного самоуправления муниципальные служащие не могут представлять интересы третьих лиц. В принципе, допустима любая работа по совмещению, если она не вызывает конфликт интересов.
Здесь также присутствуют определённые запреты:
- На замещение с должностью третейского судьи или арбитра.
- Предпринимательская деятельность, лично или через третьих лиц.
- Другая оплачиваемая деятельность. Исключение – преподавание или творчество.
Главное – чтобы совместительство не мешало присутствовать на заседаниях. Творческая и преподавательская деятельность по совместительству для судей также не может финансироваться исключительно иностранными гражданами или организациями.
Для работников прокуратуры запрещено любое совмещение, предполагающее финансовое вознаграждение. Исключения – те же самые, что и в предыдущих случаях. То есть, они касаются творческой или преподавательской деятельности.