Одним из основных способов исполнения судебных актов является обращение взыскания на имущество должника. Это может быть недвижимость, автотранспорт, драгоценности и ценные бумаги, иные дорогостоящие активы. Чтобы определить начальную стоимость для торгов или цену имущества, передаваемого взыскателю, в исполнительном производстве назначается оценка. О правилах проведения процедуры оценки, способах защиты должника и взыскателя, читайте в этом материале.
Когда нужна оценка имущества приставами по исполнительному производству
Оценка представляет собой определение реальной стоимости имущественных активов. Обычно таким показателем является цена, за которую вещи, предметы или объекты можно продать на рынке. Профессиональная оценочная деятельность может осуществляться организациями и частными экспертами, состоящими в СРО, имеющими квалификационные аттестаты. В рамках исполнительного производства ряд полномочий по оценке предоставлен сотрудникам ФССП, хотя они не относятся к профессиональным субъектам оценочной деятельности.
Оценка имущества по исполнительному производству проводится в следующих случаях:
- для определения соразмерности арестованного имущества и суммы задолженности (нельзя наложить арест на активы, если их рыночная цена несоразмерна требованиям взыскателя);
- для определения начальной цены при реализации через торги, через специализированную организацию;
- для оспаривания постановления пристава об оценке, если с ней несогласны взыскатели или должники;
- для определения цены вещей и предметов, передаваемых напрямую взыскателю в счет погашения долга.
Обратите внимание!
Если по решению суда должник обязан передать взыскателю определенную вещь, оценка может не понадобиться. Однако стоимость имущества может быть существенно увеличена за счет ремонта или иных вложений должника. В этом случае по результатам оценки можно определить сумму, которую взыскателю придется выплатить должнику.
Для проведения оценочных мероприятий не нужно подавать какие-либо заявления. Специалист ФССП, ведущий производство, сам провести оценку или пригласить профессионального эксперта, направить сторонам копию постановления. Однако при несогласии с порядком определения стоимости, либо с итоговой ценой, взыскатель и должник могут требовать привлечения независимого оценщика. Все расходы будет нести инициатор оценки.
Можно ли реализовать имущество без оценки?
В статье 85 Закона № 229-ФЗ есть прямое и однозначное указание – для имущества, которое будет направлено на реализацию, оценка является обязательной. Из этого следует, что на арестованные вещи и предметы проводить расчет рыночной стоимости необязательно. Например, законодательство содержит ряд исключений, при которых имущество можно арестовать, но нельзя реализовать. Типичным примером является единственное жилье должника и его семьи. Так как продать через торги такой объект нельзя (кроме обращения взыскания на ипотечную квартиру), пристав не обязан его оценивать.
Где применяются результаты оценки
В соответствие с Законом № 229-ФЗ, результаты оценки имущества судебными приставами будут применяться:
- как начальная цена для организации торгов (для этого постановление об оценке передается вместе с имуществом в специализированную организацию);
- как цена для реализации имущества без торгов (по объявлениям через СМИ, путем прямых предложений покупателю);
- для зачета стоимости имущества, переданного непосредственно взыскателю;
- для определения разницы, которую взыскатель должен вернуть должнику при получении имущества в натуре.
Определение рыночной стоимости может потребоваться при замене арестованных вещей и предметов на другое (равнозначное) имущество. Такое ходатайство может подать должник, хотя пристав не обязан его удовлетворять. Что подтвердить, что интересы взыскателя не будут нарушены заменой, можно заказать оценку через независимого эксперта, представить заключение или отчет приставу.
Порядок оспаривания результата оценки арестованного имущества хотят уточнить
20 июля Минюст России опубликовал для общественного обсуждения пакет поправок в Закон об исполнительном производстве в части совершенствования механизма оценки арестованного имущества должников.
Согласно поправкам пристав-исполнитель будет приобщать к материалам исполнительного производства отчет об оценке имущества. При этом результаты оценки имущества оценщиком, а также постановление о взыскании исполнительского сбора могут быть оспорены в суде.
Как указано в пояснительной записке, на судебного пристава наложена обязанность привлекать оценщика для оценки имущества должника стоимостью более 30 тыс. руб. При этом стоимость объекта оценки в отчете оценщика является обязательной для судебного пристава. Последний, как правило, не подвергает сомнению достоверность сведений такого отчета и, таким образом, роль судебного пристава сводится лишь к процессуальному оформлению результатов оценки, в получении которых он не принимал участия и не мог повлиять на них.
Вместе с тем в настоящее время требования о взыскании убытков, причиненных в результате вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об оценке имущества должника, основанного на отчете оценщика, взыскиваются судами с казны РФ, то есть государство возмещает убытки, возникшие из-за недобросовестного исполнения коммерческими организациями взятых на себя обязательств по оценке имущества.
Как указали авторы проекта, он направлен на то, чтобы избежать данной ситуации и результаты произведенной оценщиком оценки, содержащиеся в его соответствующем акте, подлежали судебному оспариванию.
Общественное обсуждение проекта продлится до 3 августа.
Председатель Ассоциации профессиональных взыскателей Вадим Супрун отметил, что вопрос оспаривания оценки арестованного судебным приставом имущества многие годы остается до конца неурегулированным. Фактически за оценкой этого имущества пристав обращается в специализированную организацию, с которой у Службы заключен соответствующий договор. По итогам оценки пристав получает экспертное заключение, результаты которого – рыночную стоимость имущества – утверждает своим постановлением.
«Юридическая тонкость этого процесса заключается в том, что для дальнейших действий по реализации имущества или его передаче взыскателю необходимо вынесение соответствующего процессуального документа, который и мог, в правовом смысле, быть оспорен несогласной с оценкой стороной. Сам отчет и его результаты оспорены быть не могли, поскольку не были процессуально утверждены документами исполнительного производства», – считает эксперт.
По словам Вадима Супруна, оспаривалось не конкретное экспертное мнение оценщика, а непосредственный документ судебного пристава, который в данном случае был лишь посредником. В дальнейшем имущество передавалось на реализацию и уходило новому владельцу, а параллельно с процессом продажи мог идти процесс обжалования оценки, в некоторых случаях длящийся годами.
Эксперт отметил, что в случае, когда суд принимал решение об отмене результатов оценки имущества, потерпевшая сторона могла обратиться с иском о возмещении причиненного ущерба, который, в силу особенностей процессуальной конструкции выносимых документов, мог быть обращен только в адрес ФССП России. Поправки, по его словам, нацелены не только на сохранение бюджетных средств, но, возможно, помогут ускорить сам процесс вынесения решения об оспаривании оценки имущества, арестованного в ходе исполнительного производства.
Советник юстиции РФ третьего класса Алексей Шарон также считает оценку наиболее спорным вопросом при проведении процедуры обращения взыскания на имущество должника. «Должнику хочется, чтобы его имущество оценили подороже, взыскателю – подешевле (так оно легче продастся и погасится долг). Ряд объектов подлежат обязательной оценке (недвижимость, дебиторская задолженность и т.п.). Имущество до 30 тыс. руб. судебный пристав может оценить самостоятельно. Вследствие конфликта интересов должника и взыскателя по вопросу оценки возникает множество споров по оспариванию произведенной оценки оценщиком», – пояснил он.
Вместе с тем, по мнению Алексея Шарона, вносимые изменения имеют больше косметический характер и связаны с корректировкой терминологии, принятой в законодательстве об оценочной деятельности. Для приведения норм Закона об исполнительном производстве в соответствие с Законом об оценочной деятельности первый дополнен термином «отчет об оценке объекта оценки».
Способы оценки имущества в исполнительном производстве
В федеральном законе № 229-ФЗ предусмотрено всего два варианта оценки имущества – непосредственно судебным приставом, либо профессиональным оценщиком. Специальный вариант применяется для установления рыночной стоимости ценных бумаг. Для этого специалист ФССП делает запрос организатору торгов (фондовой биржи), где обращаются ценные бумаги.
Оценка судебным приставом
Чтобы понять, когда пристав может сам провести оценку, нужно смотреть статью 85 Закона № 229-ФЗ. В ней есть 7 пунктов, по которым обязательно привлекается профессиональный оценщик. Если вещь или предмет не подпадает под этот перечень, специалист ФССП вправе сам рассчитать рыночную стоимость. Типичным примером является движимое имущество, чья предварительная стоимость не превышает 30 тыс. руб.
Для проведения оценки пристав использует Методические рекомендации, утвержденные Приказом ФССП от 24.07.2013 № 01-9. Алгоритм оценки заключается в следующем:
- сбор и анализ информации, документов о характеристиках и целевом назначении вещи, годе изготовления, износе;
- поиск объекта-аналога, в отношении которого есть общедоступные сведения о цене (сравниваются экономические, технические, материальные и другие характеристики);
- использование сравнительного подхода для расчета рыночной стоимости имущества (сравниваются существенные и дополнительные показатели, влияющие на цену);
- издание постановления с указанием стоимости вещей или предметов, направление копии документа сторонам по делу.
Информацию об объектах-аналогах пристав может получать в СМИ, у организаторов торгов, в специализированной организации по продаже арестованного имущества. Все запросы о характеристиках объектов-аналогов должны быть в материалах производства, так как пристав обязан обосновать свои выводы.
Привлечение профессионального оценщика
Если стороны производства не согласны со стоимостными показателями, указанными в постановлении пристава, они могут требовать привлечения профессионального оценщика. Как указывалось выше, все расходы на такие услуги будет нести инициатор требования. Также сотрудник ФССП обязан привлекать оценщиков для расчета цены наследующие активы:
- любые виды недвижимости (участки, гаражи, дома, здания, квартиры, ОНС и т.д.);
- акции, облигации и другие ценные бумаги, если они не обращаются на свободном рынке или на организованных фондовых торгах (например, сюда входят акции АО, если они не выпускались в свободную продажу);
- имущественные права, в том числе дебиторская задолженность;
- драгоценные металлы и камни, товары с их использованием (не входят в эту группу металлические счета в банках, привязанные к курсовой стоимости металлов);
- коллекционные дензнаки, чья реальная стоимость не совпадает с номиналом;
- вещи с исторической или художественной ценностью (картины, скульптуры, антиквариат и т.д.);
- активы, чья предварительная стоимость выше 30 тыс. руб.
Обычно у подразделений ФССП есть долгосрочные договоры с экспертными организациями или частными оценщиками. Расходы на оказание таких услуг будут взысканы с должника после завершения исполнительного производства и реализации имущества. Для определения рыночной стоимости также проводится сравнение характеристик и цен, а эксперт в натуре осматривает вещи, предметы и объекты. В акте, который пристав передает оценщику, должна быть указана примерная цена объекта.
Могут ли взыскатель и должник привлечь своего оценщика
Могут, но только в рамках оспаривания постановления пристава и результатов работы оценщика. Поэтому изначально специалист ФССП назначает эксперта из заранее отобранного списка. В этом случае проверяется, нет ли заинтересованности или родственных связей со сторонами по делу, иных оснований для отвода. Если взыскатели и должники не согласны с результатами оценки, они могут просить привлечь специалиста, состоящего в СРО оценщиков.
Статья 85. Оценка имущества должника
1. Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
2. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:
1) недвижимого имущества;
2) ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий, за исключением драгоценных металлов, находящихся на счетах либо во вкладах в банках или иных кредитных организациях;
5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.
3. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.
4. Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:
1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;
2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;
3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке;
4) направляет сторонам копию заключения оценщика по результатам отчета об оценке не позднее трех дней со дня его получения.
5. Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.
6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
7. Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
8. Если установленный законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности срок действия отчета об оценке имущества должника истек, судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлечь оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном настоящей статьей.
Сроки оценки имущества судебным приставом
В Законе № 229-ФЗ указано несколько процессуальных сроков, имеющих прямое отношение к оценке имущественных активов:
- пристав обязан привлечь профессионального оценщика не позднее месяца после обнаружения вещей и предметов должника;
- срок проведения оценки будет указан в постановлении специалиста ФССП. так как зависит от перечня активов, их характеристик и места расположения;
- в течение 3-х дней после получения отчета об оценке сотрудник ФССП обязан издать постановление, указать в нем рыночную стоимость;
- не позднее одного дня после издания постановления, его копия направляется сторонам по делу;
- в течение 10 дней после получения информации об оценке взыскатели и должники могут ее оспорить через суд.
Период действия оценочного отчета не превышает трех месяцев. Если этот срок истек, а пристав не успел реализовать активы, будет проводиться повторный расчет рыночной стоимости.
Что делать если не согласен с оценкой имущества приставами
Взыскатель всегда заинтересован в как можно меньшей цене имущества, чтобы оно гарантированно нашло покупателя на торгах. Должник, напротив, почти всегда уверен в умышленном занижении стоимости его активов. Для защиты интересов стороны могут требовать повторной оценки, либо оспаривать постановление пристава, отчет оценщика.
Если специалист ФССП сам проводил расчет рыночной стоимости, его постановление можно обжаловать в порядке подчиненности, либо через суд. На это сторонам дается не более 10 дней. Если расчеты проводил профессиональный эксперт, оспорить оценку можно только в суде.
Оспаривание оценки через суд
Обратиться в суд для оспаривания оценки можно в течение 10 дней. Этот срок считается с момента получения копии постановления, либо передачи информации об оценке другим способом. Алгоритм действия для оспаривания в судебном порядке заключается в следующем:
- нужно самостоятельно заказать независимую оценку (если это возможно), либо подготовить доказательства о несоответствии стоимости имущества рыночной цене;
- заявление подается в суд по месту совершения исполнительных действий;
- если заявитель не смог заказать оценку до подачи иска, можно представить соответствующее ходатайство в суд.
Обратите внимание!
При возникновении сомнений в выводах оценщиков, суд вправе назначить товароведческую, экономическую или другую экспертизу. Расходы на ее проведение будет нести бюджет. Однако если заявление останется без удовлетворения, суд взыщет сумму затрат с заявителя.
При успешном оспаривании суд укажет надлежащую рыночную стоимость имущества. Пристав будет обязан указать ее в постановлении, применять при реализации активов должника через торги, либо при передаче их взыскателю.