Временно пребывающие
На основании ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», временно пребывающий в России – это иностранец, имеющий визу (или в порядке, не требующем получения визы) и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.
За временно пребывающих иностранных граждан страховые взносы в 2019 году начисляют в следующем порядке (подп. 15 п. 1 ст. 422, ст. 426 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ):
- на обязательное пенсионное страхование в ПФР и травматизм в ФСС – в обычном порядке;
- на временную нетрудоспособность и материнство – по тарифу 1,8%;
- на обязательный медстрах – не начисляют.
По особому начисляют взносы:
- работникам – гражданам стран ЕАЭС (так же, как и россиянам; исключение – взносы на ОПС по временно пребывающим высококвалифицированным специалистам из ЕАЭС, их начислять не надо (письма ФНС от 22.11.2017 № ГД-4-11/26208, от 14.02.2017 № БС-4-11/2686));
- по высококвалифицированным специалистам не из ЕАЭС (начисляют только взносы на травматизм – письмо Минфина от 29.01.2019 № 03-15-06/5081).
Страховые взносы и НДФЛ: новые правила для иностранных работников
С начала 2020 года в отношениях с иностранными работниками произошло немало изменений, в том числе и в части начисления страховых взносов, удержания НДФЛ.
С 01 января 2020 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ), внесенные в него Федеральным законом от 24.11.2014 № 357-ФЗ. Согласно этим изменениям совершеннолетние граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и законно находящиеся на ее территории, могут привлекаться к работе работодателем – юридическим лицом при наличии у такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с Законом № 115-ФЗ. Для привлечения иностранных работников, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, разрешение работодателю не требуется (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).
ПЕРВОИСТОЧНИК
Под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается его работа в РФ на основании не только трудового договора, но и гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
— Пункт 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014), вступившего в силу с 01 января 2020 г., работодатели или заказчики работ (услуг) государства-члена привлекают к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без получения ими разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Работодатели или заказчики работ (услуг) государства – члена Евразийского экономического союза вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда.
Таким образом, в настоящее время на граждан из государств – членов ЕАЭС, принимаемых российской организацией на работу по трудовому договору, не распространяется требование о необходимости получения разрешения на работу. При приеме на работу таких граждан действуют те же нормы, что и при устройстве на работу граждан России.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Закон № 115-ФЗ обязывает работодателей в установленных случаях уведомлять территориальные органы Федеральной миграционной службы, органы исполнительной власти, ведающие вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о привлечении и использовании иностранных работников, а также иных связанных с этим фактах.
Патент
Патент представляет собой документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных законом, на временное осуществление на территории соответствующего субъекта РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Форма бланка патента, выдаваемого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утверждена приказом ФМС России от 08.12.2014 № 638.
Патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев (п. 5 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ). Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращения в территориальные органы ФМС не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Согласно п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ не позднее чем за десять рабочих дней до истечения двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший патент, за переоформлением патента. При этом число обращений за переоформлением патента не может превышать одного раза.
Как установлено п. 4 ст. 227.1 Налогового кодекса РФ, фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент.
Таким образом, чтобы продлить действие патента, иностранный работник должен уплатить авансовый платеж по НДФЛ до начала срока, на который планируется продлевать патент.
ВАЖНО В РАБОТЕ
С 01.01.2015 платежи иностранным гражданам необходимо вносить по месту осуществления деятельности на основании патента.
Иностранцы, уплачивающие НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей
До 01.01.2015 НДФЛ самостоятельно обязаны были уплачивать те иностранные граждане, которые на основании патента работают по найму у физических лиц по трудовому или гражданско-правовому договору, выполняя работы (оказывая услуги) для личных, домашних и иных подобных нужд (п. 1 ст. 227.1 НК РФ).
Иностранцы, получившие патент, с 01.01.2015 могут работать также в организациях и у индивидуальных предпринимателей (адвокатов, нотариусов, иных лиц, занимающихся в установленном порядке частной практикой). В связи с этим и на них будет возложена обязанность по уплате НДФЛ, но с учетом ряда особенностей (п. 2 ст. 1 Закона № 368-ФЗ).
Условно поделим перечисленных налогоплательщиков на две категории:
- иностранные граждане, работающие у физических лиц;
- иностранные граждане, работающие в организациях и у предпринимателей.
И те, и другие должны самостоятельно перечислять фиксированные авансовые платежи по НДФЛ. При этом правило о том, что авансовый платеж нужно внести до начала срока, на который выдается (продлевается) или переоформляется патент, в следующем году останется неизменным (п. 4 ст. 227.1 НК РФ в новой редакции). Однако налог по итогам года рассчитывать и уплачивать нужно будет по-разному.
Для первой категории налогоплательщиков ничего не меняется. Как и сейчас, они должны определить величину НДФЛ за соответствующий календарный год исходя из фактически полученного дохода. При этом исчисленный налог уменьшается на уплаченные в этом же году фиксированные авансовые платежи по НДФЛ за период действия патента (п. 5 ст. 227.1 НК РФ в новой редакции).
В отношении второй категории налогоплательщиков обязанность по исчислению годовой суммы НДФЛ возлагается на налоговых агентов, то есть на работодателей в лице юридических лиц и предпринимателей (иных самозанятых лиц) (п. 2 ст. 226 НК РФ в новой редакции, п. 6 ст. 227.1 НК РФ в новой редакции).
ПЕРВОИСТОЧНИК
Ежемесячный фиксированный авансовый платеж с 01.01.2015 составляет 1200 руб.
— Пункт 2 ст. 227.1 НК РФ.
Налоговый агент при исчислении налога за год также должен учитывать уплаченные работником авансовые платежи. Для этого потребуются следующие документы (п. 6 ст. 227.1 НК РФ в новой редакции):
- письменное заявление от физлица к работодателю с просьбой уменьшить НДФЛ за налоговый период на сумму перечисленных фиксированных авансовых платежей по налогу. Форма заявления не установлена. Полагаем, что допускается произвольная форма;
- документы, подтверждающие уплату авансовых платежей по НДФЛ (квитанции об уплате налога от работника);
- уведомление от налогового органа по месту нахождения (жительства) работодателя о правомерности уменьшения НДФЛ на сумму авансовых платежей.
Такое уведомление в территориальной инспекции обязан запросить налоговый агент, представив заявление. Следует учитывать, что налоговый орган высылает работодателю уведомление раз в год при наличии информации от органа ФМС России о заключенном трудовом (гражданско-правовом) договоре между налоговым агентом и иностранным работником и о том, что иностранцу на законных основаниях выдан патент.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Налоговый орган направляет указанное уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента, при наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа ФМС, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента и при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду такое уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.
Если иное не предусмотрено ст. 224 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 13%. Эта же ставка распространяется и на доходы иностранных граждан, осуществляющих в РФ трудовую деятельность по найму в организациях, на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (пп. 2 п. 1 ст. 227.1, п. 3 ст. 224 НК РФ).
Уменьшение суммы НДФЛ производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту нахождения (месту жительства) налогового агента уведомления о подтверждении права на такое уменьшение.
Проверять информацию о том, у скольких работодателей занят сотрудник и обращался ли он еще к кому-либо из них с заявлением на уменьшение НДФЛ, налоговому агенту не потребуется. Ведь всю информацию о выданных патентах и о действующих трудовых (гражданско-правовых) договорах между иностранными гражданами и их работодателями налоговый орган должен получать от территориальных отделений ФМС России. Соответственно, если какой-либо работодатель уже обращался за упомянутым уведомлением в отношении того же иностранного сотрудника, инспекция повторно не выдаст данный документ. Это и будет означать, что НДФЛ по такому сотруднику на сумму авансовых платежей уже уменьшается по иному месту его работы.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Начиная с 01.01.2015 налогоплательщики-иностранцы при перечислении фиксированного платежа по НДФЛ обязаны дополнительно умножить его на региональный коэффициент. Такой коэффициент должен устанавливаться ежегодно законами субъектов РФ. Если соответствующий закон не будет принят, то авансовый платеж нужно будет скорректировать лишь на коэффициент-дефлятор, поскольку в подобном случае значение регионального коэффициента принимается равным 1.
В отношении второй категории налогоплательщиков сумма налога к уплате возникнет только тогда, когда НДФЛ, исчисленный исходя из фактически полученного ими заработка, превысит уплаченные в течение года фиксированные авансовые платежи по налогу. В противном случае НДФЛ по итогам года перечислять не нужно. При этом величина превышения авансовых платежей над итоговой суммой НДФЛ не будет переплатой. Соответственно, никаких действий для ее возврата иностранному сотруднику работодателю предпринимать не потребуется (п. 7 ст. 227.1 НК РФ в новой редакции). Аналогичные нормы до 01.01.2015 были установлены в отношении порядка расчета НДФЛ по итогам года иностранцами, осуществляющими деятельность на основании патента у физических лиц. В 2020 году для этой категории налогоплательщиков указанные нормы не изменятся.
ПЕРВОИСТОЧНИК
Не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных Законом № 212-ФЗ и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
— Пункт 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.
Страховые взносы в ФФОМС
Пунктом 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных Законом № 212-ФЗ и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Застрахованными лицами, подлежащими обязательному медицинскому страхованию, являются постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в РФ трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Закона № 115-ФЗ), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», работающие по трудовому договору. Временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане среди перечисленных категорий не поименованы.
В свою очередь, как уже сказано выше, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся из государств – членов Договора и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом напоминаем, что обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).
ВАЖНО В РАБОТЕ
Организация, заключившая трудовой договор с иностранным сотрудником из ЕАЭС, временно пребывающим в РФ, в 2020 году обязана уплачивать страховые взносы в ФФОМС с выплат, начисленных в пользу такого работника.
Страховые взносы в ФСС
С 01.01.2015 вступили в силу изменения, внесенные в Закон № 212-ФЗ. Так, ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ дополнена п. 2.1, который предусматривает, что в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ), применяется тариф в размере 1,8%, зачисляемый в Фонд социального страхования РФ.
Одновременно ст. 2 Закона № 255-ФЗ была дополнена ч. 4.1 следующего содержания: «Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в ч. 1 ст. 2.1 этого закона, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай».
Таким образом, с 01.01.2015 в общем случае иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страхователями страховых взносов по ставке 1,8% за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.
Следовательно, плательщики страховых взносов, заключившие трудовые договоры с иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Российской Федерации, с 01 января 2020 года обязаны уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации с 1-го дня работы таких лиц в Российской Федерации независимо от срока заключения договора.
При этом, как мы уже говорили, социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств – членов ЕАЭС осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
В связи с вышеизложенным с 01 января 2020 года граждане из государств ЕАЭС, в том числе временно пребывающие на территории РФ, будут иметь право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение) с первого дня работы на территории Российской Федерации, а работодатели должны будут уплачивать за них страховые взносы в ФСС РФ в тех же размерах, что и за граждан Российской Федерации. Аналогичные разъяснения даны на сайте одного из территориальных отделений Фонда.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ установлена на 2020 год в размере 670 000 рублей.
Взносы в ПФР
До 2020 года иностранные граждане, в том числе граждане из государств – членов ЕАЭС, временно пребывающие на территории РФ, подлежали обязательному пенсионному страхованию, если с ними был заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
С 01.01.2015 временно пребывающие в РФ иностранные граждане считаются застрахованными независимо от продолжительности заключенных с ними трудовых или срочных трудовых договоров. Таким образом, с 2020 года страховые взносы в ПФР начисляются на выплаты в их пользу независимо от срока трудового договора.
Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС).
В настоящее время для трудящихся государства – члена ЕАЭС пока не установлены тот же порядок и те же условия, на которых происходит начисление пенсионных страховых взносов для граждан страны трудоустройства. Как мы полагаем, работа в этом направлении ведется. Так, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 № 103 одобрена Концепция проекта международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения. Основной целью разработки проекта Договора является обеспечение равных прав в сфере пенсионного обеспечения, защита приобретенных трудящимися пенсионных прав на территории государств – членов ЕАЭС, а также развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между государствами – членами Союза. Разработка проекта Договора предполагает решение, в частности, задачи пенсионного обеспечения граждан государств-членов, которое должно осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, в том числе и в части уплаты страховых (обязательных пенсионных) взносов. Разработка проекта Договора осуществляется в соответствии с Планом разработки актов и Договором о ЕАЭС в течение 2020 года.
Учитывая это, мы полагаем, что в отношении пенсионного обеспечения (страхования), а следовательно, и пенсионных взносов, в настоящее время следует руководствоваться нормами Закона № 167-ФЗ, применяемыми к иностранным гражданам, а не к гражданам РФ.
В этой связи, по нашему мнению, будут применены положения п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ в части начисления страховых взносов на выплаты в пользу иностранных работников, временно пребывающих в РФ. Страховые взносы уплачиваются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения иностранного сотрудника.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФ РФ установлена на 2020 год в размере 711 000 рублей.
Взносы на социальное страхование от НС и ПЗ
На основании ст. 5 Закона № 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица:
- выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
- выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
При этом действие Закона № 125-ФЗ распространяется и на иностранных граждан независимо от их статуса, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.
Как уже было сказано, в рассматриваемой ситуации в отношении страховых взносов применяются нормы российского законодательства. Таким образом, страхование трудящихся из государств – членов ЕАЭС, имеющих статус временно пребывающих, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется наравне с гражданами РФ.
- Назад
- Вперёд
Выясняем статус по документу
То, что начисление взносов во внебюджетные фонды тесно связано с правовым статусом иностранца, пожалуй, известно любому бухгалтеру. Найти информацию о том, как именно тот или иной статус влияет на взносы — тоже не проблема. Основная же проблема заключается в том, как в реальной жизни определить какой именно статус у принятого на работу иностранца. Именно для этих целей предназначена наша первая шпаргалка.
На самом деле определить статус иностранца не сложно. Ведь у каждого из них есть какой-то документ, удостоверяющий законность их пребывания на территории нашей страны. Вот на основании этого документа и определяется статус иностранца. Делается это следующим образом.
- Вид на жительство иностранного гражданина = постоянно проживающий.
- Паспорт со штампом «Разрешено временное проживание» = временно проживающий (для лиц без гражданства — документ, удостоверяющий их личность, а если такового нет, то выдается отдельный документ «Разрешение на временное проживание»).
- Паспорт с открытой визой = временно пребывающий.
- Миграционная карта = временно пребывающий.
Белорусы — отдельная ситуация?
Бухгалтеры уже привыкли, что к гражданам Белоруссии применяются специальные правила, отличающиеся от тех, которые должны выполнять все остальные иностранцы. Однако в отношении взносов подобных исключений нет. Тут все традиционно: уплата взносов с выплат в пользу граждан РБ также зависит от статуса работника. Но и без отличий не обошлось. И заключается оно в документах, подтверждающих статус. Граждане Белоруссии, в соответствии со статьей 4 Соглашения от 24.01.06 между РФ и Республикой Беларусь, имеют право сразу после постановки на миграционный учет по месту пребывания (без представления миграционной карты) обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство. То есть им не нужно предварительно получать миграционную карту и разрешение на временное проживание в России.
Применительно к нашей ситуации это означает, что граждане Белоруссии могут предъявить при трудоустройстве либо национальный паспорт и тогда они будут считаться временно пребывающими на территории РФ, либо вид на жительство и тогда они будут считаться постоянно проживающими.